Восточная Сибирь » Информация » Коррекция разрушительного поведения. Метод 1. Формирование правильного поведения.

Коррекция разрушительного поведения. Метод 1. Формирование правильного поведения.

Коррекция разрушительного поведения. Метод 1. Формирование правильного поведения.

Этот метод наиболее подходящий для щенков, но некоторые его элементы могут быть использованы и для коррекции поведения взрослых собак. Смысл его заключается в том, что вы активно формируете правильное поведение щенка.

Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы со щенком большую часть его активного времени кто-нибудь находился. И не просто находился, а играл бы с ним в дозволенные игры и дозволенными игрушками.

Заметив, что собака пытается заниматься недозволенным делом, тут же предложите ей игрушку и игру. На подрощенного щенка, застигнутого на месте преступления, можно прикрикнуть, а то и шлепнуть его, но сразу же предложить игру. Если вы дома, провоцируйте ситуацию - оставляйте доступными привлекательные для щенка предметы и вовремя пресекайте его попытки заняться ими, тут же предлагая свой вариант поведения. Не просто запрещайте (отменить игровую мотивацию невозможно, она генетически запрограммирована), но предлагайте другой путь ее удовлетворения. Кстати, не жалейте времени! Чем чаще вы занимаетесь воспитательными играми, тем более будет гарантировано правильное поведение собаки.

Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения.


Самый простой путь не научить собаку жевать все, что ни попадается ей под ноги, предотвратить доступ к ценным и опасным предметам. Поднимите провода повыше, уберите с низких столиков, диванов и кресел пульты управления и, личные вещи, уберите обувь в шкаф и закройте плотно двери. Поставьте мусорное ведро подальше. Держите двери закрытыми. Приучите себя к порядку и хвалите собаку по-настоящему, когда она жует свои игрушки.

Пока ваша собака еще не уничтожила дом и прилегающую к нему территорию, можно предотвратить это, ограничив ее свободу, когда вы отсутствуете. Поместите ее в клетку, вольеру, на балкон (если он приспособлен для этого!), в отдельную комнату (но не в ванную или туалет!), короче, туда, где нет особо ценных вещей. Буквально "засорите" эту комнату игрушками. Смысл такой акции заключается в том, что если жевать нечего, то придется научиться жевать игрушки.

Иногда помогает и намордник, особенно если его трудно снять, а вы уходите не надолго.

МетодЗ. Устранение или снижение мотивации.


Запретить потребности, которые приводят к деструктивному поведению, мы не в силах. Но мы можем снизить их величину или повысить величину других потребностей, что заставит собаку заниматься безопасными формами поведения. Например, уходя на работу, создайте у собаки выраженную потребность в отдыхе - утомите ее (утомите!) прогулкой так, чтобы, придя домой, она хотела только одного - спать. Это, конечно, потребует от вас дополнительных усилий и времени, но зато сохранит не одну пару обуви, да и просто будет полезно для вашего здоровья. Оставляемый в одиночестве щенок должен быть сыт, чтобы не возникло в ваше отсутствие пищедобывающее поведение. Накормив щенка, перед уходом можно еще раз наполнить миску пищей или оставить хорошую мясную кость или, на худой конец, сухожильную фирменную кость. Но бывают случаи, когда щенка слишком хорошо кормят, и ему нет необходимости долго мусолить мослы. В таком случае, наоборот, не кормите его или покормите немного, чтобы у него появилось желание заниматься костями. Компенсировать же отмененное кормление можно по возвращении.

Снизить зуд в деснах, возникающий при смене зубов помогут морковь, яблоки, собачье печенье, упругие игрушки и кости.

Удовлетворить игровую потребность может большое количество разнообразных игровых предметов. Для многих собак очень важно, чтобы игрушки сопротивлялись. Для них сшейте из старых джинсов большую "колбасу" или пуфик, набитые тряпками, или предложите куски толстого резинового шланга.

Попробуйте использовать игрушки, привязанные к резинке. Всем собакам нравятся мячи.

Вот еще один совет. Приобретите большое количество разнообразных игрушек, например, штук 16- 20. Половину из них вы оставляете щенку в первую неделю, вторую половину, оставляете во вторую неделю. Количество игрушек даже не так важно, как их тип. Хорошая игрушка вызывает желание пожевать ее.

Для того, чтобы снять скуку и удовлетворить потребность щенка в новой информации, придумывайте игрушки-сюрпризы и игрушки-загадки. Например, уходя, сложите разбросанные по полу игрушки в картонную коробку. Если вы вчера оставляли газеты в пачке, сегодня сверните их в трубу. Некоторым собакам очень нравятся игрушки-пищалки, другим - крупные. Сегодня они с интересом играют с резиновыми игрушками, завтра - с деревянными. Будьте готовы ко всему.

Сделайте игрушки еще более привлекательными для собаки. Для этого их можно намазать привлекательным для собаки маслом, мясом, колбасой, сыром, обмакнуть (или сварить) в курином или говяжьем бульоне, можно засунуть в щелку твердой резиновой игрушки маленький кусочек сыра или копченой сосиски. Или возьмите кусок толстостенного резинового шланга, просверлите в нем дырки, набейте колбасой или сыром, а торцы заткните деревянными пробками.

Сделайте в игрушках дырочки или полости и налейте туда немного привлекательного для собаки масла.

Отдирать обои щенок может еще и потому, что их клей бывает казеиновым или костным. Попробуйте оставить ему кусок костного клея или насыпьте в миску казеинового. А грызть стены и рыть в них норы им хочется при недостатке минеральных веществ, которые есть в любом куске мела.

И еще, научитесь уходить. Когда приходит время уйти из дома, просто уходите. Не говорите "до свидания" своей собаке, не обнимайте ее и не целуйте на прощанье. Вместо этого минут за 5 перед уходом не обращайте на собаку внимания. Повышенное внимание, резко сменяемое одиночеством, скорее всего вызовет состояние дискомфорта.

И еще один маленький секрет. Пусть все замечательные для собаки предметы и явления появляются в связи с вашим уходом.

Метод 4. Выработка несовместимого поведения.


Смысл метода заключается в том, что собака не может делать два дела одновременно. И если вы найдете своей собаке постоянное занятие, достаточно безопасное для мебели, одежды и обуви, все будут довольны и счастливы. Собака будет знать, что она должна (а не просто "может") делать дома и если это станет для нее навыком, привычкой и только определенные предметы будут ассоциироваться у щенка с игрой и жевательной деятельностью. Правда, для этого понадобится время.

Кстати, возиться с разрешенными предметами, это тоже поведение, несовместимое с недозволенным. Поэтому всегда хвалите собаку, когда увидите, что она играет со своими игрушками. Научите ее находить или показывать игрушки. Разбросайте игрушки по всей квартире и разыскивайте их вместе с собакой. Когда собака приносит вам игрушку, хвалите ее как можно выразительней и поиграйте с ней.

Теперь, когда ваша собака понимает, что такое игрушки, докажите ей, что с игрушками заниматься значительно интереснее, чем с туфлями, носками или ножками стульев. Начните с фокуса, подготовьте коробку (ящик) с игрушками, возьмите любимейшую собачью игрушку, бросьте ее в коробку на глазах у собаки и скажите: "Где игрушка (назовите игрушку!)? Где коробка?" (Помните, ваши слова должны быть однообразными в течение нескольких недель обучения, поэтому выберите для себя удобный набор слов и запишите его, чтобы запомнить). Начните копаться в ящике вместе с собакой, помогая ей отыскать нужную игрушку. Если собака проявляет активность, хвалите её ну очень счастливым голосом. Когда вы с собакой обнаружите игрушку, пусть она возьмет ее в пасть, а вы ее похвалите, дадите ей кусочек (например, сыра) и поиграйте вволю игрушкой. Всегда держите ящик с игрушками в доступном для собаки месте. Но если щенок грызет ножки стола, поставьте ящик под стол.

Не кладите все игрушки в ящик. В зависимости оттого, что еще грызет ваш щенок, они понадобятся для отвлекающей терапии. Положите игрушки в непосредственной близости от предметов, пользующихся вниманием собаки. Если она грызет подушку, то как минимум на подступах к ней должна обнаружить три типа разных игрушек, подходящих для этого дела. Если щенок крадет из шкафа туфли, а дверцы запереть нельзя, положите туда еще и игрушки, на которые он должен наткнуться, прежде чем доберется до туфель.

Часто на предпочтение игрушек оказывает влияние физиологическое состояние щенка. Во время смены зубов он может предпочитать набитые игрушки, игрушки из картона или кусочки льда (они так приятно охлаждают воспаленные десны). Именно поэтому им часто нравится жевать намоченные водой, и затем замороженные куски веревки.

Повышенный интерес к жеванию может возникнуть еще и в 8, 9 или 10 месяцев, когда выходят последние коренные зубы. К этому времени у собаки уже мощная жевательная мускулатура и большие крепкие зубы. Если вы не научили его "цивилизованному" жеванию, он может принести ощутимый урон вашему бюджету. В этом возрасте собаку может привлечь обычная натуральная палка. Их можно иметь много и одну натереть сыром, другую - мясом, третью - рыбой, а четвертуюпеченью. Те, кто считает, что грызть палки нехорошо, а то и вредно для собаки, пусть попробует объяснить ей, что ножки мебели, тоже делают из дерева.

Вот еще один интересный способ выработки несовместимого поведения. Всякий раз, когда вы возвращаетесь домой, настойчиво заставляйте собаку встречать вас игрушкой в пасти. Сначала вам придется спрашивать собаку: "где твоя игрушка?" Неси ее сюда!" и, помогать ей отыскать нужную игрушку. Не "здоровайтесь" с собакой, то есть не воспроизводите ритуала встречи без игрушки в ее пасти. Со временем, когда собака свяжет ваше появление с игрушкой, она автоматически начнет искать ее, чтобы инициировать (ускорить, вызвать) ваше появление, и приветствовать вас. Логично предположить, что, если игрушка окажется у собаки в пасти, она начнет жевать ее, а не мебель, чтобы снять состояние дискомфорта.

Часто разрушительное поведение происходит в течение первого часа вашего отсутствия. Попробуйте научить собаку ждать вас. Например, пошлите собаку на "место", уложите ее, оденьтесь и уйдите из квартиры. Немедленно возвратитесь, если собака выскочит вам навстречу, снова пошлите ее на "место", там с ней и поздоровайтесь. Снова уложите ее на "место". Когда собака выполнит команду, похвалите ее - лучше всего косточкой. Примерно через десять минут повторите упражнение, на этот раз задержитесь за дверью на несколько минут дольше. Продолжайте тренировки в течение нескольких недель, всегда приветствуя собаку на "месте" и предлагая ей что-нибудь очень вкусное.

Метод 5. Отрицательное подкрепление.


Метод отрицательного подкрепления, пожалуй, самый распространенный среди рекомендуемых и имеет множество вариантов.

Начните с самого простого. Если вы застигли собаку на месте преступления, вы должны либо использовать условное (закричать, отругать), либо натуральное (отшлепать, брызнуть водой и т.п.) отрицательное подкрепление. После чего немедленно найдите с собакой одну из ее игрушек и поиграйте ею. Это может научить вашу собаку не жевать ценные предметы, но не даст полной гарантии, что собака не совершит запрещенного действия, когда вас не будет дома. Хотя и в этом случае есть выход. Сделайте ценные для вас вещи непривлекательными для собаки. Сделайте так, чтобы сами вещи "наказывали" собаку за недостойное поведение. Уже есть достаточно много спреев и соусов, нанесение которых на предметы, делает их безопасным, но неприятными для собак зачем, спросит себя собака, жевать невкусное и неприятное, когда есть много таких ароматных и вкусных игрушек? Если в ближайшем зоомагазине вы не найдете отпугивающих спреев, приготовьте горький соус сами. Возьмите белок одного яйца, разболтайте в нем столовую ложку молотого красного перца и нанесите кисточкой этот коктейль на привлекательныe для собаки вещи. У животных очень острый нюх и страстные запаховые предпочтения. Поэтому большинство собак не любит запаха духов и одеколона. Попробуйте последовать совету М. Хоффмана - смешать духи с водой 1:10 и обрызгать этим раствором предметы, которые вы хотите уберечь от зубов вашего питомца. Лучше всего использовать дешевые духи животные не могут даже находиться рядом с ними. А вас это не введет в большие расходы.

Можно совместить описанные выше два приема, усилив при этом эффект запаховой маркировки. Собаки всегда предварительно нюхают то, что собираются съесть. Это дает основание для выработки условной отрицательной реакции. Например, намочите салфетку перечным соусом, ментолом или одеколоном, дай те понюхать собаке, а затем натрите хорошо этой салфеткой собачьи десны. Уверяю вас, собака будет вне себя от возмущения. А вы этим же снадобьем смажьте предметы.

Немногим более сложный вариант предлагает Дж. Фишер(О чем думает ваша собака) "Средство должно быть чрезвычайно неприятным для собаки, если вы хотите добиться гарантированного успеха. Вам понадобится бутылка ("Горького яблока") в аэрозольной упаковке, две салфетки и дешевые духи.

Побрызгайте на одну салфетку духами, сильно разбавив их водой, а на другую горьким яблоком. Предложите собаке подушенную салфетку и, как только она понюхает ее, засуньте салфетку с "Горьким яблоком" в пасть собаке и подержите ее закрытой в течение нескольких секунд - это очень неприятно.

Затем возьмите любимую игрушку (но такую, чтобы не жалко былo выбросить), которую собака вceгдa хватает, как только увидит. Опрыскайте ее "Горьким яблоком" и оставьте где-нибудь в доступном месте. В нескольких дюймах от игрушки, с той стороны, откуда пойдет собака, распылите водный раствор духов. Ваша собака приблизится, учует запах дешевых духов и либо вспомнит предшествующий опыт, либо проигнорирует его. В любом случае запах зафиксируется в ее памяти. Если она подойдет, чтобы схватить игрушку, она выплюнет ее и забегает по комнате, отплевываясь и отряхиваясь. Теперь игрушку можно выбросить и заменить чем-нибудь другим. Затем распылите разведенные водой духи на расстоянии нескольких дюймов перед теми вещами, которые вы хотите уберечь от собачьих зубов. Излюбленные предметы тоже надо опрыскать "Горьким яблоком".

Смысл в том, что вы с помощью запаха даете собаке сигнал о том, что продолжение тех действий, на которые она настроилось, ничего хорошего не сулит. Поскольку духи разбавлены водой, запах, который способен воспринять человек, полностью исчезает. Чувствительность органов обоняния собаки ведь в сотни тысяч раз превышает нашу.

Приближаясь к намеченной жертве, чтобы ее пожевать, собака чует запах-сигнал. Исходя из прошлого опыта, собака думает: "Только не это!" - и пятится назад.

Используйте мышеловку. Собака будет "приятно" удивлена, открыв дверцу шкафа с обувью и обнаружит там прыгающее устройство.

Метод 6. Ориентировочное торможение.


Этот метод очень близок к методу отрицательного подкрепления, но к боли или неприятным ощущениям не приводит. Просто собачьи попытки взять в пасть недозволенные предметы должны вызывать какие-нибудь необычные явления. Устраивайте ловушки со звуковыми и световыми эффектами - падающие, гремящие предметы, падающие на собаку горох, дробь и тому подобное. Например, привяжите тапочек к большой алюминиевой кастрюле, которую поставьте на галошницу.

В рамках этого метода можно использовать и мышеловку. Ее неожиданное срабатывание "приятно" удивит собаку. Кстати, эффект действия именно в неожиданности и новизне явления. Собаки очень не любят всего необычного и через 2-3 "мышеловочных" урока собака будет обходить "удивительное" место стороной. Уверяю вас, за последние сто лет ни одна собака не пострадала от мышеловки, но если вас все-таки волнует техника безопасности, накройте мышеловку легким листом бумаги. Это не только успокоит вас, но и усилит шумовой эффект.

Метод 7. Наказание.


Как метод исправления нежелательного поведения очень неэффективен. Наказание ничему не учит. Наказывая собаку, мы просто срываем на ней свою злость и обиду за испорченные вещи.

Метод 8. Угашение.


Любые акции, в результате которых щенок не использует недозволенные предметы для удовлетворения своих многочисленных потребностей, рано или поздно при ведут к тому, что он перестанет рассматривать их жизненно необходимыми.

Метод 9. Ветеринарный.


Если не помогает поведенческая терапия, по поводу медикаментозных средств лечения разрушительно поведения, например, успокаивающих лекарств, посоветуйтесь со своим ветеринаром.

Когда разрушительная активность бывает вызвана прорезыванием зубов, ослабить боль и снизить зуд можно путем массажа десен. Иногда в таких случаях советуют давать пожевать кубики льда, мороженые овощи и фрукты или тряпки, смоченные водой и промороженные в морозильнике.

источник "Справочник - Коррекция поведения собак." автор Гриценко В.В., Москва "Компания Дельта М" 2002г.

18-06-2012, 10:32